blank
blank
blank
blank
blank

Как не упасть в турбояму

 

 

blank\

 

Турбонаддув – это создание дополнительного давления в камерах сгорания ДВС, которое с помощью турбокомпрессора способно значительно увеличить эффективность бензиновых и дизельных двигателей. Хотя его применение приводит к некоторому увеличению расхода топлива, получаемые преимущества обеспечили турбонаддуву большое число поклонников среди любителей спортивных и дизельных автомобилей. Применение турбонаддува в негоночном режиме создает проблему – эффект турбоямы и задержку разгона при низких оборотах двигателя.
Причины и последствия турбоямы
Причины возникновения турбоямы кроются в инерционных принципах работы обычного турбокомпрессора. Выхлопные газы из двигателя раскручивают турбину, которая в свою очередь нагнетает давление воздуха, подаваемого в него. Давление воздуха пропорционально квадрату частоты вращения турбины, которая квадратно пропорциональна оборотам двигателя. В результате на оборотах двигателя ниже 35% от максимальных нагнетаемое давление практически не отличается от атмосферного. Такая работа компрессора не только не добавляет мощности двигателю, но и отбирает ее на раскрутку турбины. При резком нажатии на педаль газа в камеры сгорания попадает избыточное количество топлива, которое нераскрученная турбина не способна обеспечить воздухом.
У этого эффекта есть несколько неприятных последствий, самым очевидным из которых являются ухудшение управляемости машины и провал в разгоне в самый ответственный момент, вплоть до создания опасности аварии. Также проблема приводит к засорению турбины и камер сгорания продуктами недогоревшего топлива, что дополнительно снижает общий КПД. Несмотря на такой недостаток в разгоне, получаемый на средних и высоких оборотах прирост мощности до 40% с лихвой компенсирует потери мощности на разгон турбины.

blank
Методы устранения или минимизации турбоямы
Чем больше установленный турбокомпрессор, тем больше времени понадобится на раскрутку его турбины и тем больше будет турбояма. С другой стороны, маленькая турбина может не обеспечить нужного прироста давления и мощности на средних оборотах. Поэтому одним из первых способов минимизации турбоямы можно назвать установку оптимального для двигателя турбокомпрессора. Производители турбин постоянно совершенствуют свои изделия, уменьшая инерционность турбины и потери на трение.
Самым дорогим способом практически полного устранения турбоямы является установка более сложной системы турбонаддува. Это может быть система из двух-четырех небольших турбин с разными оптимальными для работы оборотами двигателя или раздельный турбокомпрессор, обеспечивающий подачу воздуха к каждой паре цилиндров в регулируемом режиме. Чуть менее эффективной, но и менее дорогой, является установка турбины с изменяемой геометрией лопастей. Это позволяет добиваться более высоких оборотов турбины на низких оборотах двигателя и уменьшить необходимость в сбросе давления воздуха на высоких оборотах.
Наиболее популярным методом тюнинга с избавлением от турбоямы является установка второй турбины с приводом от двигателя, а не от выхлопа. Вторая турбина имеет линейную зависимость вращения от оборотов двигателя и хорошо себя проявляет уже на низких оборотах. Относительно дешевым способом понизить эффект турбоямы является изменение работы двигателя с помощью чип-тюнинга. Это лучший способ для владельцев автомобилей с автоматической коробкой передач. Главная задача в процессе чип-тюнинга – найти достаточно квалифицированного специалиста для такой тонкой работы.
Самым дешевым способом уменьшить турбояму и даже снизить расход топлива является установка пауэрбокса. Фактически это тот же чип-тюнинг, только заводской. Специальное устройство подключается к датчику давления топлива и регулирует работу двигателя. Главным отличием от простого чип-тюнинга является гарантия качества и универсальность. Пауэрбокс содержит в себе не только возможность легкой смены одной из прописанных программ управления двигателем, но и возможность переставить его на другой автомобиль с похожим двигателем.
И немного о бесплатных способах борьбы с турбоямой
Если вы владеете дизельным автомобилем с АКП, то бесплатных способов, к сожалению, нет. На бензиновых автомобилях с АКП и турбонаддувом такой проблемы обычно нет, передача понижается автоматически до выхода тахометра из зеленой зоны. Остальным же владельцам двигателей с турбонаддувом доступна пара хитростей для почти бесплатной борьбы с эффектом турбоямы. Первый связан с повышенным расходом топлива и широко применяется в автомобильном спорте. Можно повышать передачу только на высших оптимальных оборотах или даже несколько выше (75-85% от максимальных), понижая ее при угрозе выхода из оптимума. И вторым владеют все опытные автолюбители: при необходимости резкого разгона сначала нужно повысить обороты двигателя с помощью понижения передачи, а только потом давить на газ.

blank

Записаться
на ремонт
ЗАДАТЬ ВОПРОС